«Зависимость возникает, когда не хватает радости». Протоиерей Григорий Григорьев — о том, как пережить самоизоляцию

30 апреля 2020

 

Трудоголизм — это неплохо, а вот от алкоголя лучше отказаться

 

В самоизоляции человек может столкнуться с психологическими проблемами. В том числе — со склонностью к зависимостям.

 

Почему сейчас стоит отказаться от алкоголя, чем занять себя и детей и как не разучиться радоваться, «Правмиру» рассказал психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, протоиерей Григорий Григорьев.

 

Григорий Игоревич Григорьев — психотерапевт, психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии Санкт-Петербургской митрополии, доктор богословия.

 

— Сегодня многие оказались в изоляции лицом к лицу с собой, с семьей, со своими проблемами. Думается, сейчас, как никогда, может проявиться и склонность к любой зависимости…

 

— В международной классификации болезней существует более 400 видов зависимостей. Двадцать лет назад их было порядка 10, так что эта область знания стремительно развивается. 

 

Механизм любой зависимости такой: в центральной нервной системе, в головном мозге человека вырабатываются нейрогормоны — гормоны радости. Там же вырабатываются гормоны стресса. Для того, чтобы человек был психически здоровым, на одну отрицательную эмоцию должно приходиться семь положительных.

 

Когда человек попадает в любые зависимости — алкоголь, курение, наркотики, компьютер — он пытается включить зону радости неестественным путем. А собственные гормоны радости мозг перестает вырабатывать. В этом состоит главный негативный момент. «Светлая» часть мозга начинает «засыпать», что физиологически и психосоматически выглядит как гормональная недостаточность.

 

Вы, наверное, слышали о таком эксперименте: в мозговой центр радости крысе вживляли электрод. Зверьку давали возможность самому жать на кнопку, чтобы его активизировать. Так вот, крыса нажимала сотни раз, до полного истощения, до самой смерти.


У каждого человека, который попадает в какие-либо зависимости, они становятся главным источником радости жизни.

 

Человек истощается, центральная нервная система работает со сбоями.

 

Стресс, в общем-то, запускает двигатель радости, как стартер. На нем ведь тоже можно проехать, если двигатель не запускается, но только до тех пор, пока аккумулятор не сядет. А аккумулятор — это настроение человека. Оно достаточно быстро «садится».

 

От любимой работы не бывает ломки


— Обычно, когда говорят о зависимостях, имеют в виду алкоголизм и наркоманию. А как насчет более легких: зависимость от соцсетей, от отношений, шопоголизм?

 

— Дело в том, что нехимические зависимости вызывают химическую реакцию мозга. 

 

В случае химической зависимости вещества вводятся извне, во всех остальных — происходит концентрация мысли вокруг мозговых центров, которые вырабатывают гормоны радости. Раздражать эти центры можно с помощью пяти органов чувств — зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Человек привыкает к этому раздражению и начинает получать условное удовольствие. Появляется тяга, и вот уже центр нужно раздражать все время. Так складывается немедикаментозная зависимость.

 

Как пример — психопатический вид любви. Это мания, когда объект любви преследуется вплоть до полного уничтожения, а все интересы в жизни исчезают.


— Получается, зависимость в любом виде опасна и губительна?

 

— Зависимости могут быть как положительные, так и отрицательные. Рыбалка или любимая работа, даже если человек в каком-то роде зависим от них, его не повреждают. Если кого-то не отпустить на рыбалку, ломка не начнется. Негативная зависимость всегда будет мешать человеку и его близким, забирать на себя все внимание.

 

— Вы говорите, что рыбалка — это безобидно, но если глава семьи уходит ловить рыбу всякий раз, когда дома назревают проблемы, нет ли замещения в этой попытке самоустраниться?

 

— Это прикрытие домашних проблем. Когда дома много негативных моментов, человек будет сбегать туда, где ему хорошо. Как подсолнух, он поворачивается за солнцем. Это происходит, когда в семье оскудевает дух любви.

 

Мы все должны жить немножко как в сумасшедшем доме: с пониманием, что человек — такое хрупкое существо, которое все время нужно хвалить и гладить по голове.

 

Тогда он будет стремиться домой. Рыбалка в данном случае — это просто способ восстановления.

 

Еще один такой способ — общение с друзьями. Во время общения мозг выделяет колоссальное количество гормонов радости, особенно при контакте с людьми одного духа, что в свою очередь провоцирует некоторое внутреннее опьянение. К этому внутреннему опьянению мы все стремимся в любом случае.

 

Если радости в жизни не хватает, человек будет искать там, где ее больше. Вот почему складываются разные зависимости. Люди устроены так, что органы чувств будут пытаться получать удовольствие. Вот пищу же мы принимаем не как дрова в топку паровоза, а наслаждаясь ею.

 

Навязчивые мысли как духовная зависимость

 

— Можете объяснить работу мозга, находящегося в зависимости?

 

— Один из центральных нейрогормонов радости жизни называется «внутренний алкоголь». Он отвечает за стирание плохих воспоминаний. Если у человека он хорошо вырабатывается, тот быстро забывает все плохое и, по образному выражению преподобного Паисия Святогорца, воспринимает мир, как пчела, которая видит цветы и мед. 

 

А если «алкоголь» вырабатывается плохо, начинают накапливаться плохие воспоминания, и человек уже видит мир, как муха, которая повсюду ищет помойку. Никому не хочется быть мухой, и чтобы стабилизировать себя, приходится вводить вещества извне.

 

— Как вовремя понять, что наступила зависимость, и провести границу? Я люблю, когда все мое время занято. Таким образом я путаюсь в сетях работы, дел и избегаю пустоты существования. Что хорошего в моем трудоголизме?


 

— Дьявол кроется в праздности. Когда человек стремится к Богу, у него есть готовность бежать на крик и оказывать помощь. По другую сторону расположен хаос. Как известно: «Спасись сам, и тысячи возле тебя спасутся». Мир создан так, что, заполняя время, мы либо приближаемся к Богу, либо отдаляемся. Приближение к Богу опьяняет человека. 

 

Ваш трудоголизм — нормальное свойство. Как раз вот такие положительные зависимости человек получает, приближаясь к Богу. Надо еще приложить усилия, чтобы их получить. Но их легко и потерять, даже ломки не будет. Дьявольские же зависимости получить легко, но избавиться от них трудно.

 

Ситуация стара, как мир. Адаму было предложено быть садовником — возделывать Божий сад, то есть наполнять форму содержанием. Но Адам выбрал предложение сатаны. Предпочел взять плод, съесть и получить все сразу. Ваши вопросы о зависимостях на самом деле — наисложнейшие, и они — о взаимоотношении человека с Богом, с миром, с самим собой. Эти вопросы невозможно рассматривать не в контексте грехопадения.

 

Зависимость всегда происходит на трех уровнях: духовном, психическом, физическом.

 

Духовная зависимость — это мысли, которые лезут в голову, когда появляется свободное время. Психическая — отвечает за изменение физиологии мозга, за его неестественное раздражение. А формирование тяги происходит на физическом уровне. Нарушение заповеди — это грех. Многократно умножаемый грех становится страстью. Страсть переходит в болезнь, меняется физиология человека. Есть дух, душа и тело, и есть — грех, страсть и болезнь. Поэтому в лечении необходим и врач, и священник.

 

— То есть когда я зависаю в соцсетях, отстраняясь от близких, мне требуется настолько тяжелая артиллерия помощи?

 

— Механизм лечения зависимостей тяжелых и не тяжелых один для всех. Важно помнить, что Господь никогда не будет делать за человека то, что может сделать сам человек. Надо попросить Бога о помощи, об исцеляющей благодати: «Господи, я обещаю Тебе больше этого не делать, если Ты мне дашь силы». 

 

Лечит врач, а исцеляет Господь. Врач разбирается с физиологией мозга, с тем, как снять тягу. Но любое лечение, по моему мнению, должно заканчиваться причастием. Божья помощь происходит на уровне таинства, на уровне чуда.

 

Как пережить самоизоляцию 


— Сегодня, когда нас всех отправили в изоляцию, многое меняется и внутри человека. Допустим, раньше я успешно замещала общение с детьми соцсетями или магазинами, но обратно получается гораздо сложнее. Как перепрофилироваться вовнутрь, если привык жить «наружу»?


— Изоляция, в которой мы оказались, будет для кого-то страшным испытанием, а для кого-то великим спасением. Много людей запьет, уйдет в уныние и депрессию (я не знаю, насколько корректен этот прогноз). 



 

Надо вспоминать все самое лучшее, что было в жизни. Именно это даст защитные иммунные силы. Книги, уборка, ремонт, общение с друзьями — каждый найдет что-то свое. Наш иммунитет всецело зависит от количества положительных эмоций. Все отрицательное будет этот иммунитет разрушать, поэтому необходимо находить такие занятия, которые будут увеличивать внутреннюю радость.


— Если у человека не было предрасположенности к алкоголю, может оно развиться в условиях изоляции? Как защитить близких от пристрастия к бутылке?

 

— Если у человека связаны с алкоголем какие-то радостные воспоминания, он так или иначе вернется к нему. Поначалу алкоголь будет ему помогать, а вот потом станет гораздо хуже. Поэтому я считаю, в стрессовой ситуации лучше совсем исключить алкоголь. Защитить человека могут только какие-то интересы, которые его всецело захватят.

 

— Особенно тяжело в изоляции подросткам. Кого-то увезли на дачу, интернет прерывистый, сверстников рядом нет… Мы все оказались в вакууме.

 

— Для того чтобы подросткам стало хорошо, должно быть хорошо родителям. Пока они не приведут себя в нормальное состояние, у них не будет нормальных отношений с подростками. Я живу в большом доме в Юкках, пригороде Петербурга. У меня тут трое детей и четверо внуков. Все они пребывают в радости, потому что папа и дедушка находится в таком состоянии.

 

— Но как привести себя в такое состояние?

 

— Я занимался этим всю жизнь. Целью жизни моей было стать счастливым! Как найти такую радость, которую никто не отнимет? Знаете, когда идет шторм, подводная лодка идет не в гавань, а погружается в глубину, где ее не качает. 

 

Мы не можем эмоционально не реагировать на стрессовые ситуации в обществе, эмоции всегда будут нас штормить.

 

Но в душе должна быть такая глубина, куда мы можем спрятаться и где этот шторм не сможет нас настигнуть.

 

В этом месте души хранятся все самые лучшие воспоминания и благодать Божия.

 

— Что там, на этой глубине, решает сам человек? Или там — Бог?

 

— Там Бог всегда. И Он всегда подсказывает, что делать дальше. И всегда это неожиданно, радостно! Это называется «глаза не видели, уши не слышали» или «вам и не снилось». Вот какое там состояние!

 

— Коронавирус вырвал многих из круга «заработать — потратить». Сидя дома, тратишь только на самое необходимое. Пришло осознание, что раньше все время уходило куда-то, а жизнь проходила мимо. Как остановиться и научиться обходиться малым ради самой жизни?

 

— Сегодня это уже неактуально. Вчера — да. Сейчас мир войдет в такой экономический кризис, что «научиться обходиться малым» произойдет само по себе.

 

 

Источник: Pravmir.ru 

 

 




К другим новостям →
Поиск по сайту
Православный календарь1
 
2011-2024 © Все права защищены  
Яндекс.Метрика