Митрополит Волоколамский Иларион: На Западе наблюдается диктат меньшинств над традиционным большинством

22 июля 2021

17 июля 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой.

 

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», свои вопросы задаем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

 

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

 

Е. Грачева: Владыка, Вы на этой неделе вернулись из командировки в Соединенные Штаты Америки: в Вашингтоне проходила конференция в защиту религиозных свобод. Вы в своем выступлении говорили о гонениях на христиан на Ближнем Востоке и в странах Африки. Естественно, говорили о притеснении канонической Украинской Православной Церкви, о расколе на Украине. Какое у Вас сложилось мнение — насколько в США готовы слушать и слышать позицию Русской Православной Церкви? С какими эмоциями Вы вернулись?

 

Митрополит Иларион: Соединенные Штаты Америки — это очень многоликая страна. Несмотря на антироссийскую пропаганду, которая там идет уже долгие годы, в США есть много людей, которые, во-первых, с большой симпатией относятся к нашей стране, во-вторых, с большой симпатией относятся к Русской Православной Церкви, и в-третьих, готовы и рады нас слушать.

 

Мероприятие, где я выступал, проводила организация Open Doors («Открытые двери»), которая как раз занимается исследованием ситуации в разных странах, связанной с притеснениями тех или иных религиозных групп. Прежде всего, конечно, там шла речь о гонениях на христиан. Мы в наших передачах многократно затрагивали эту тему: говорили о том, что в последние годы трагическая ситуация сложилась для христиан целого ряда стран ближневосточного региона, а также стран Африки. Это и Ирак, где при Саддаме Хусейне проживали 1,5 миллиона христиан, а сейчас осталась в лучшем случае одна десятая часть от этого числа. Это и Ливия, где практически не осталось христиан. Это и Сирия, где многие христиане были вынуждены покинуть страну, и не столько в результате военных действий, сколько в результате действий террористов: когда они были у власти, то систематически преследовали и даже вырезали христианское население. Эта трагическая и печальная статистика, к сожалению, свидетельствует о том, что количество христиан на всем Ближнем Востоке стремительно уменьшается. Даже в относительно благополучных странах, таких как Ливан, христиан становится все меньше и меньше, хотя еще недавно их там было 50 процентов.

 

Частично ответственность за нынешнюю ситуацию несут Соединенные Штаты Америки, потому что именно они вторглись в Ирак, обещая навести там порядок и создать демократию, но мы видим, что никакой демократии там нет: на смену режиму, который был свергнут, пришел неуправляемый хаос, что и стало причиной массового исхода, я бы даже сказал — бегства христиан. Конечно, важно, чтобы в США слышали о том, что происходит в Украине, потому что обычно они получают совершенно другую информацию. Они слышат о том, что Украинская Церковь освободилась от влияния Москвы, как, например, бывший госсекретарь США Майк Помпео написал в Twitter, подводя итоги своей деятельности: он с гордостью написал, что помог украинскому митрополиту «освободиться от влияния Москвы». Даже сама формулировка, которая была использована, свидетельствует о низком уровне знаний о происходящем в Украине, которая характеризует некоторых высокопоставленных американских чиновников.

 

Важно было рассказать о том, что там реально происходит: как выгоняют священников и верующих из храмов, как люди молятся под открытым небом, тогда как храмы, захваченные раскольниками, пустуют или стоят запертыми. Пусть наши американские партнеры услышат об этом. Поэтому я считаю, что поездка была важной и полезной, и такой диалог надо продолжать.

 

Е. Грачева: Владыка, Вы в последние дни были в топе новостей в контексте социальных сетей: Instagram заблокировал Вас за нарушение правил этой социальной сети. Каково Ваше видение произошедшего, за что Вы попали в бан этой соцсети?

 

Митрополит Иларион: У аккаунта в Instagram, который я веду, сейчас около 52 тысяч подписчиков, там выкладываются фотографии с богослужений, фрагменты моих проповедей. Практически никакая острая тематика там не затрагивается. Однако когда ты являешься публичной фигурой, то, что ты делаешь в публичном пространстве, сказывается на всем.

 

Мы только что говорили о США, и я вспоминаю, как несколько лет назад, когда я посещал Америку, я был приглашен в один очень уважаемый американский университет (не буду его называть), чтобы выступить с лекцией перед профессорами Нового Завета и студентами, изучающими библеистику. Уже было объявлено об этой лекции, но незадолго до того, как я отправился в США, мне позвонил очень смущенный декан факультета этого университета и сказал, что некие представители ЛГБТ-сообщества уведомили руководство университета, что во время моего выступления они устроят акции, может быть, даже ворвутся в аудиторию, будут стоять с плакатами, потому что им известно, что я выступаю против ЛГБТ и называю гомосексуализм грехом. Хотя моя лекция не имела ни малейшего отношения к этому вопросу, это была научная лекция по Новому Завету, но тем не менее, такая реакция была запланирована. Я, конечно, предложил уважаемому декану отменить эту лекцию или перенести на более благоприятное время, которое пока еще не настало.

 

Если говорить о ситуации, которую Вы затронули, то она в чем-то подобна [описанной выше — ред.], потому что я уверен, что этот аккаунт заблокировали по жалобам: у Instagram такая система, что если большое количество людей посылает жалобу, то они блокируют аккаунт, а уже потом начинают разбираться. Я думаю, что жалобщиками могли быть либо представители ЛГБТ-сообщества, либо, что мне кажется более вероятным, представители кампании против вакцинации, которая сейчас очень активно ведется. Я не скрываю своих взглядов на эту проблему и считаю, что вакцинироваться надо всем. Я активно призываю к вакцинации, но у нас, в том числе и в Церкви, есть очень агрессивно настроенные в этом отношении люди, которые ведут целенаправленную кампанию против вакцинации. Я думаю, что именно они и добились того, что этот аккаунт был заблокирован.

 

Е. Грачева: Какие Ваши дальнейшие действия? Дональд Трамп, когда заблокировали его соцсети и Youtube-канал, заявил, что подает иск в суд о восстановлении аккаунта и компенсации ему ущерба. Вы тоже можете понести репутационный ущерб и в связи с этим пойти в суд.

 

Митрополит Иларион: У нас в Церкви не принято судиться в светском суде, поэтому мы используем методы, которые доступны. У Instagram есть своя политика и свои правила. Мы будем действовать в рамках этих правил до тех пор, пока это возможно, но если нет, то будем апеллировать к общественному сознанию. Собственно, эта ситуация довольно быстро стала достоянием гласности, поскольку подписчиков достаточно много. Такая ситуация не могла остаться незамеченной.

 

Е. Грачева: Владыка, Вы упомянули сейчас тему ЛГБТ. В топе новостей в последние дни — новость про компанию «ВкусВилл», торговую сеть, которая разместила фотографию необычной по российским меркам семьи (это пара лесбиянок, у них две дочери). Эта ЛГБТ-семья рекламировала магазин, который таким образом показывал, что у него есть самые разные покупатели. В результате этого на «ВкусВилл» ополчились все, пришлось эту рекламу снять, они стали оправдываться, объясняться. Вот что об этом, например, написала Маргарита Симоньян: «Ничего не имею против сети "ВкусВилл". Совсем не интересуюсь личной жизнью гомосексуальных пар, как, впрочем, и гетеросексуальных. Но покупать во "ВкусВилле" больше не буду, потому что хорошо помню, как это начиналось на Западе. Аудиторию традиционалистов вроде меня потеряли, а теперь и ту самую, с которой заигрывали, жестко разочаровали». Что может иметь в виду Симоньян, когда она недвусмысленно намекает, что хорошо помнит (она какое-то время училась и жила в США), как это начиналось на Западе?

 

Митрополит Иларион: И я хорошо помню, как это начиналось на Западе, потому что учился в это время в Англии. Это была середина 90-х годов, когда еще не было такого разгула ЛГБТ, это действительно только начиналось. Я хорошо помню, как постепенно начинали внедрять эти стандарты, в университетах проводились лекции, направленные на повышение уровня толерантности к людям, которые ведут такой образ жизни. Это был длительный процесс, который сейчас, по сути, привел к диктату этого меньшинства над традиционным большинством. Причем это меньшинство очень агрессивное, оно добивается своих прав самыми разными способами: проводят парады, демонстрируют свой образ жизни, то есть речь идет не просто о том, что каждый человек является свободным гражданином в свободной стране и может жить так, как он хочет, а о том, что им требуется публичная демонстрация этого образа жизни, публичное признание, они добиваются пропаганды этого образа жизни среди несовершеннолетних. В этом они на Западе добились больших «успехов» (я беру это слово, естественно, в кавычки).

 

Слава Богу, наша страна пока находится в стороне от этого. Я очень надеюсь, что мы сумеем сохранить тот традиционный уклад, который складывался у нас веками и который обеспечивает жизнеспособность нашего государства и нашего народа.

 

Е. Грачева: Владыка, три сотни (335, если быть точным) российских спортсменов отправились в Токио готовиться к Олимпийским играм, которые начинаются 23 июля. Мы знаем, к сожалению, что по решению Международного суда они до декабря не могут выступать под национальным флагом — это, безусловно, серьезный психологический прессинг для них. Традиционно на этих Олимпийских играх их сопровождает представитель Русской Православной Церкви, в данном случае это духовник сборной протоиерей Андрей Алексеев. Как Вам кажется, насколько важна сегодня для наших атлетов поддержка священнослужителя?

 

Митрополит Иларион: Я думаю, в этой ситуации поддержка священнослужителя особенно важна, потому что для спортсмена, который выступает за свою страну, но при этом не имеет возможности видеть свой национальный флаг и слышать гимн, это действительно очень серьезный удар, в том числе — по психике. Естественно, это может сказаться на спортивных результатах.

 

Но я хотел бы, во-первых, обратиться к нашим спортсменам и сказать: все равно вся страна, все мы будем за вас болеть — вне зависимости от того, какой там будет висеть флаг, мы знаем, что вы выступаете за Россию и будем гордиться каждой вашей победой. Во-вторых, хочу сказать, что Церковь всегда будет рядом с теми нашими спортсменами, кто принадлежит к Православной Церкви. Мы, естественно, никому не навязываем наши религиозные ценности. Среди спортсменов есть представители разных вероисповеданий, но большинство наших спортсменов — это православные люди, для которых поддержка священника в этой ситуации очень важна.

 

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка. От себя скажу, что канал «Россия 24» присоединяется к Вашим словам, желает нашим атлетам побед, лучших выступлений. Мы, конечно, болеем за россиян.

 

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

 

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

 

Митрополит Иларион: В адрес нашей программы поступает множество вопросов от телезрителей. Много вопросов в последние дни приходили на тему вакцинации — в основном они очень агрессивные и поступают от противников вакцинации. Я отобрал некоторые и попробуют на них ответить.

 

Вопрос (спрашивает Александр): Тема вакцинации не должна интересовать Церковь, так как это не сфера ее компетенции. Вы готовы взять на себя ответственность за последствия? Если я или кто-то из моих родных сделает прививку, а потом через время всплывут печальные последствия, которые нанесут урон здоровью, Вы будете за это ответственны? Какие гарантии Вы можете дать, если не имеете медицинского образования?

 

Митрополит Иларион: Не нужно иметь медицинское образование, чтобы видеть очевидные вещи: четыре миллиона человек уже умерли от коронавируса. Вам этого недостаточно? Сколько Вам надо, чтобы убедиться в необходимости защиты от вируса? 10 миллионов, 100 или миллиард? В России от коронавируса умерли 140 тысяч человек. А Вам сколько надо, Александр Михайлович? Миллион?..

 

Вы говорите о каких-то последствиях, которые, может быть, когда-то потом всплывут и нанесут урон здоровью. Может быть, они и всплывут, мы этого не знаем, но то, что вирус наносит урон здоровью, это очевидный для всех и непреложный факт. И не просто наносит урон: он уносит жизни тысячами и миллионами. Чтобы этого не видеть, надо быть либо слепым, либо участником антивакцинной кампании, которая сейчас очень активно ведется и хорошо оплачивается. Те, кто руководят этой кампанией, заинтересованы в том, чтобы у нас в России пандемия продлилась как можно дольше и унесла как можно больше жизней. Этим враждебным силам подыгрывают, может быть, сами того не ведая или не желая, некоторые наши граждане, включая Вас, Александр Михайлович.

 

Если Вы хотите мнение человека с медицинским образованием, послушайте, что говорит Сергей Васильевич Царенко, доктор медицинских наук, профессор, врач-анестезиолог, реаниматолог высшей квалификационной категории, заместитель главного врача Московской городской клинической больницы № 52: «Основная проблема в том, что люди продолжают болеть. Причем сейчас болеют тяжелее, чем прошлой весной и осенью. Человек, который не имеет фактических знаний, ищет их где угодно: раньше это были разговоры на скамейке, на кухне, а теперь это интернет, информация в котором по странным причинам считается достоверной. На самом деле это абсолютно разнонаправленная, разносортная информация, где действительно есть уникальные крупицы знаний, и в тоже время — куча информационного мусора, который люди сваливают туда в надежде быть замеченными или как-то выплеснуть свои эмоции». Дальше этот доктор подробно описывает ужасающие симптомы заболевания, а потом говорит о вакцинации. И Вам, и всем нашим телезрителям рекомендую прочитать.

 

Вопрос (спрашивает Маргарита): Владыка Иларион, неужели Вы не понимаете, что вакцинация наносит непоправимый вред женскому организму? После вакцины женщина вообще не сможет иметь детей или родит ребенка с серьезной патологией. Вы призывами к вакцинации хотите лишить женщин радости материнства!

 

Митрополит Иларион: Я Вам, Маргарита, отвечу словами того же доктора Царенко: «С моей точки зрения, все разговоры по поводу вреда вакцин связаны с недостатком информации. Люди черпают информацию в ненужном месте у ненужных людей. В результате появляется информационный мусор, от которого трудно избавиться».

 

Вопрос (спрашивает Елена): В прошлой программе Вы рассказали историю о пожилой женщине и ее сыне, которого она просила сделать прививку. А что делать, если наоборот: человек сделал прививку, а у него пошли сильные побочные эффекты, вплоть до летального исхода? Кто будет виноват?

 

Митрополит Иларион: Напомню историю, которую я рассказал. Пришел в храм человек, у которого была мать. Она просила сына организовать ей вакцинацию, но он был противником прививок. Она заболела ковидом и умерла. Заодно умерла и соседка, которая за ней ухаживала. Сам этот человек переболел, но выжил. Теперь он, осознав свою вину, спрашивает: как мне дальше жить? Такие люди, сказал я, всю оставшуюся жизнь будут замаливать свой грех.

 

Теперь о побочных эффектах. Да, они бывают, но летального исхода от прививки еще не было. Я говорю о российских вакцинах. От вируса в России умерли 140 тысяч человек, а от прививки — ни одного. Есть ситуация гипотетическая, а есть реальная. Вы описываете гипотетическую ситуацию, которая если когда-нибудь и случится, то это будут единичные случаи. Но пока такого не было, хотя скоро год, как людей прививают. А реальная ситуация такова, что люди умирают ежедневно сотнями и тысячами, и не от прививок, а от вируса. Умирают в крайне тяжелой ситуации: они задыхаются, за них дышит машина, их мучения неописуемы. Перед смертью многие из них не могут даже попрощаться со своими близкими. Не дай Бог никому такой кончины.

 

Вопрос (спрашивает Артем): Раньше новые вакцины проверяли годами, а сейчас все делается наспех. Вопрос: имеет ли право священнослужитель так рьяно пропагандировать непроверенные медикаменты?

 

Митрополит Иларион: Послушайте, Артем, у нас нет времени испытывать вакцины годами. Нам нужно спасти тех людей, которые сейчас умирают сотнями и тысячами. Если Вас не пугает риск заразиться ковидом, подумайте о других: о своих родителях, бабушках и дедушках. Если Вы — молодой и здоровый человек, то переболеете, может быть, легко, но Вы можете заразить другого, и он умрет. Хотя бы ради этого сделайте прививку. Чем больше людей будет вакцинировано, тем быстрее закончится пандемия.

 

Против нашей страны давно уже идет война, и вирус — биологическое оружие. Наша задача — выжить в этой войне и победить. Для этого у нас есть все необходимое. Сейчас от нас самих зависит, как быстро мы сможем победить в этой войне.

 

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

 

 

 

Источник: Патриархия.ru

 





К другим новостям →
Поиск по сайту
Православный календарь1
 
2011-2024 © Все права защищены  
Яндекс.Метрика